район "Центр", ул. Батарейная, 4А
+7 (423) 240-08-96

Общественный музей
Владивостокская крепость

Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации
"Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры"

Историческая справка

Владивостокская крепость — морская крепость первого класса, одна из сильнейших морских крепостей в мире. Создана в 1889 г. на базе построенных в 80-е годы XIX столетия береговых батарей на побережье Амурского залива, мысе Голдобина, Назимовском полуострове и в северной части о. Русский и сухопутных укреплений, прикрывавших подступы к главной базе Сибирской военной флотилии.
Первые батареи, защищавшие порт, были построены в 1878 г. на м. Голдобина Эгершельда и Бурном инженерами морской строительной части флотилии подполковниками Зотиковым и Петропавловским. Первый план укреплений обеспечивающих круговую оборону Владивостока был разработан в 1878 — 1879 гг. полковником П. Ф. Унтербергером и осуществлен в 80-е годы XIX столетия под руководством военного инженера капитана В. П. Широкова. Первые долговременные укрепления проектировались и строились под руководством начальника инженеров крепости полковника К.С. Чернокнижникова. По его плану, утвержденному в 1897 г., начали возводить форты на высотах к югу от р. Вторая речка и Седанка для обеспечения города и порта от бомбардировки с суши, форт Южный на г. Русских на Русском острове и стали перестраивать береговые батареи из дерево-земляных в бетонные. Для обеспечения маневра войсками был построен закрытый от обстрела с обоих заливов выезд из города (Центральная военная дорога) и канал через перешеек Саперного полуострова (о. Русский). В 1899 г. по приказу военного министра генерал-лейтенанта А. Н. Куропаткина работы на сухопутных фортах были прекращены, и для уменьшения стоимости работ, а также из-за уменьшения планируемой численности гарнизона крепости линию обороны перенесли ближе к городу и порту на высоты к северо-западу и юго-востоку от долины Первой речки. По новому проекту, высочайше утвержденному в 1900 г., на полуострове Муравьева-Амурского возводились форты Муравьева-Амурского и Суворова, временные укрепления №№ 1, 2 и 3 (переклассифицировано в форт Линевича), редуты №№ 4 и 5, три люнета, несколько сухопутных батарей и сплошная ограда в виде рва и земляного вала. На о. Русский строился форт Русских на г. Русских, а также временное укрепление № 4 (форт Поспелова). Также строились 23 береговые батареи. Руководили постройкой этих укреплений Строитель Владивостокских укреплений военный инженер полковник Чиж и начальник инженеров крепости полковник В. И. Жигалковский. К началу русско-японской войны (1904 г.) эти укрепления были, в основном, построены, за исключением некоторых береговых батарей. Подобно возводившимся одновременно укреплениям Порт-Артура, толщина сводов на сухопутных укреплениях (0,8 м) обеспечивала защиту от обстрела из орудий калибра не свыше 152 мм. Во время русско-японской войны крепость обеспечила действия Владивостокского отряда крейсеров и воспрепятствовала расширению боевых действий на территорию Приморской области. Конно-охотничьи команды крепости под руководством штабс-капитана В. К. Арсеньева активно противодействовали разведывательно-диверсионной деятельности японцев в Южно-Уссурийском крае. В феврале 1904 г. крепость подверглась обстрелу перекидным огнем из-за мыса Басаргина японской эскадрой крейсеров адмирала Камимуры. Открыть ответный огонь не удалось из-за неготовности батарей на побережье Уссурийского залива. После этого береговая оборона была вынесена на побережье Уссурийского залива, а также на весь периметр Русского острова. В августе 1904 г. рубеж сухопутной обороны вынесли на линию недостроенных по проекту К. С. Чернокнижникова укреплений, а затем продлили ее по высотам южного борта долины р. Седанка до Амурского залива. Гарнизон крепости за время войны увеличился с одной до двух стрелковых дивизий и одной пехотной бригады, крепостная артиллерия с трех батальонов до четырех полков.
Поскольку по итогам Русско-Японской войны Владивосток остался единственным выходом Российской империи к Тихому океану, его военное, политическое и экономическое значение существенно выросло, а имевшиеся к тому времени укрепления были признаны совершенно недостаточными. Поэтому к 1910 г. был разработан новый план усиления крепости, по которому предполагалось возвести на полуострове Муравьева-Амурского семь фортов и восемь промежуточных опорных пунктов на высотах по южному борту долины реки Седанка, четыре форта на юго-восточном и южном побережьях о. Русский, реконструировать и вновь построить более 30 береговых батарей с бетонными конструкциями усиленного типа, а также соорудить для противодесантной и зимней обороны побережья 25 береговых капониров для выкатной артиллерии. Кроме того были запроектированы казематированный мясохолодильник и 13 групп тоннельных пороховых погребов. Возводимые сухопутные форты имели толщину бетонных конструкций свыше 2,5 м, что обеспечивало защиту казематированных сооружений от попаданий 420-мм снарядов. Казематированные помещения на фортах — кофры, защищающие рвы, подбрустверные галереи, служившие убежищами для дежурных частей, убежища выкатной артиллерии,тоннельные и казематированные казармы, тыловые и промежуточные капониры — как правило соединялись между собой разветвленной системой подземных ходов сообщения. Кроме того из фортов обычно устраивали скрытый выход в тыл, длина которого достигала в некоторых случаях от 500 до 800 м. Для обеспечения от подземно-минной атаки форты имели систему контр-минных галерей, расходившихся веерами от подземных этажей кофров. На форту № 2, самом большом и мощном в крепости, общая длина закрытых сообщений составляет свыше 3 км. Важнейшая особенность владивостокских фортов проекта 1910 г. — точное соответствие их конфигурации рельефу местности. Форты такого типа не имели аналогов в мировой фортификации. Все фортификационные сооружения были соединены между собой и с центром крепости разветвленной системой радиально-кольцевых шоссейных автомобильных дорог. Строительством сооружений проекта 1910 г. руководил начальник инженеров крепости и строитель Владивостокских укреплений генерал-майор А. П. Шошин. На строительстве широко применялась самая современная строительная техника — механические перфораторы, электрические бетономешалки, переносные узкоколейные железные дороги. Для доставки многих десятков тысяч тонн цемента, щебня, песка и других грузов на форты была устроена система подвесных канатных дорог, связавшая все форты северного отдела обороны с узкоколейной железной дорогой на паровой тяге, специально проложенной по долине Второй речки. Канатные дороги применялись и на Русском острове. На постройке работали более 8 тысяч вольнонаемных рабочих, специально законтрактованных в Европейской части России. К 1914 г. сооружения были готовы примерно на 2/3. Гарнизон крепости к тому времени составляли — 4-й Сибирский армейский корпус (3-я и 9-я дивизии и 4-й Сибирский мортирный дивизион), Владивостокская крепостная артиллерия (1-й — 4-й полки) и Владивостокская крепостная саперная бригада, всего до 80 тыс. чел. На вооружении только береговых батарей имелось более 200 орудий калибра от 120 до 280 мм. Наиболее современными и могущественными артиллерийскими системами крепости являлись 152 мм пушки Канэ и 254 мм пушки образца 1895 г. Заказанные для двух строящихся батарей 305 мм пушки образца 1910 г. в бронебашенных установках во Владивосток не прибыли из-за переадресования, вследствие начала Первой мировой войны, в крепости Ревель и Севастополь. В октябре 1914 г. на фронт выступил 4-й Сибирский армейский корпус. Позднее демонтировали и отправили в крепости Европейской части России значительную часть береговой артиллерии. В годы гражданской войны (1918 — 1922 гг.) материальные ресурсы крепости использовались обеими враждующими сторонами.
В 1923 г. по условиям соглашения с Японией крепость была упразднена.
В конце 20-х гг. из-за ухудшения международной обстановки на Дальнем Востоке несколько береговых батарей бывшей крепости вновь получили вооружение и вошли в состав Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), а в начале 30-х гг., после сформирования Морских Сил Дальнего Востока, береговая оборона была передана флоту. С 1931 по 1934 гг. на Русском острове, о-вах Попова и Аскольда и м.Гамова велось строительство семи новых батарей крупного и среднего калибра, в т.ч. Ворошиловской батареи, вооруженной шестью 305-мм морскими орудиями обр.1910 г. в корабельных башнях. Позднее, в 40-х годах, эти батареи дополнили еще несколькими, рассчитанными под орудия калибром 100 и 130 мм. После сокращения Вооруженных Сил в конце 50-х годов в строю остались только три батареи.
Сохранившиеся сооружения крепости и Островного сектора береговой обороны МСДВ признаны памятником истории и военно-оборонительного зодчества федерального значения. Предполагается их использование в культурно-просветительских и туристических целях. На одной из старейших береговых батарей — Безымянной батарее размещается музей крепости. Приведен в порядок и доступен для осмотра форт № 7, несколько сооружений сухопутного и берегового фронтов подверглись реконструкции в процессе подготовки к саммиту АТЭС 2012 года, на территории Ворошиловской батареи развернут парк «Патриот», ведется работа по созданию на основе сохранившихся оборонительных сооружений Федерального Музея-заповедника.

© 2021 Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации
ПКОВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»
Все права защищены.

Влад-Хост - разработка и продвижение сайтов