Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации
"Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры"
Территория Приморского края была населена людьми издавна. Как и во всем мире, люди, жившие здесь, всегда старались обеспечить безопасность своей жизни и с этой целью по мере сил и возможностей защищали места своего компактного проживания различными оборонительными сооружениями. Одно из первых таких сооружений в Приморье – земляной вал, перегораживающий проход на мыс Суслова в южной части Хасанского района; он был сооружен в эпоху ново-каменного века. В последующие столетия жившие в Приморье племена мохэ обносили свои поселения и небольшие городища простыми оборонительными рвами и валами. Но особенный размах строительства фортификационных сооружений в этих краях приходится на VIII-XIII века, когда территория нынешнего Приморского края входила в состав тунгусских государств – королевства Бохай (798-925 гг.), Золотой империи чжурчжэней (1115 – 1234 гг.) и отложившегося от нее царства Восточное Ся (1213 — 1246 гг.). В настоящее время наиболее известны горные и равнинные укрепленные города и промышленные центры, построенные «с нуля» или перестроенные из более ранних бохайских и чжурчжэньских по приказу основателя и единственного владетеля Восточной Ся Пусяня Ваньну. Благодаря особой технологии сооружения земляных валов они до сих пор не оплыли, сохраняя многометровую высоту. На специальных уширениях вала ставились метательные машины, въездные ворота имели противотаранную защиту в виде дополнительной земляной стенки (захаба). На наиболее угрожаемых направлениях строилось несколько линий валов, равнинные укрепления по периметру были обнесены глубоким рвом. В плане равнинные городища, в которых обычно располагались буддийские монастыри или жили правители близлежащих местностей с воинскими дружинами, имели в плане правильную геометрическую форму. Основная масса населения жила в неукрепленных селах и стекалась под защиту стен только в случае нападения врагов. Укрепления горных городищ следовали рельефу местности. Поскольку в большинстве случаев в них располагались промышленные производства, их строили поблизости от месторождений металлических руд и топлива в горно-таежной местности. Многие средневековые городища Приморского края, как выяснилось, не имеют культурного слоя – они были построены заблаговременно в качестве убежищ и люди в них никогда не жили. В середине XIII века Восточное Ся пало под натиском монголов. В дальнейшем монголы, создавшие в Китае свою династию Юань, держали на территории Приморья свои гарнизоны и убрали их оттуда только в XIV веке.
В экспозиции представлены материалы, посвященные средневековому периоду истории Приморского края. Археологические находки, относящиеся к этому периоду времени, модели средневековых метательных машин, реконструкция воинских доспехов мохэ, чжурчжэней и монголов наглядно демонстрируют высокий уровень развития цивилизации, существовавшей на территории Приморья до XIII века.
В XVI-XVII веках на берега Тихого океана пришли русские люди. Началось освоение и заселение дальневосточных земель, закрепление на этой территории россиян. Был подписан ряд договоров с государствами, имевшие свои виды на дальневосточные земли.
Благодаря усилиям российских дипломатов в 1858 году в Китае был подписан Айгунский договор, который узаконивал российской приобретение на Амуре. Подписали этот договор граф Н. Муравьев-Амурский (Россия), и Шань (Китай).
2 ноября 1860 г. В Пекине был подписан Пекинский договор, который определил русско-китайскую границу на территории Южно-Уссурийского края. Подписали этот договор Николай Павлович Игнатьев (Россия) и принц Гун Цинван (Китай).
История города началась 2 июля 1860 года. С воинского транспорта «Маньчжур» по приказу Николая Муравьева-Амурского на берег бухты Золотой Рог был высажен десант под командованием прапорщика Комарова. Эти русские люди стали основателями и первыми жителями будущего города Владивостока.
Сначала он был портом (1862 г.), затем получил статус города (1875 г.), а в 1889 г. Стал крепостью Владивосток – главной базой России на Тихом океане.
Российской правительство, несмотря на законность расширения своих территорий на Дальнем Востоке, осознавало уязвимость их безопасности. Создание военного поста во Владивостоке не обеспечивало темпов развития благоприобретенной территории.
В 1878 году по приказу командования полковник П. Ф. Унтербергер, занимавший должность заведующего инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа, был направлен с инспекторской целью в важнейшие стратегические пункты российского тихоокеанского побережья – Николаевск-на-Амуре и Владивосток. Эта поездка предопределила необходимость строительства форпоста России – Крепости Владивосток. П. Ф. Унтербергер разработал в результате поездки важнейшие проекты по укреплению этих двух пунктов и строительству береговых батарей.
П.Ф. Унтербергер предложил разместить береговые батареи на полуострове Шкота, мысе Голдобина, Назимовском полуострове, в северной части Русского острова и возвести сильные укрепления временного характера на горе Орлиное гнездо и других высотах, непосредственно примыкающих к центру города.
Несмотря на отдаленность, отсутствие железной дороги, что во много раз увеличивало транспортировку грузов морским путем через экватор, было принято решение о строительстве военно-морской крепости Владивосток.
Для осуществления этой задачи Унтербергер предложил доставить во Владивосток современные артсистемы, построить мощные долговременные укрепления, которые бы обеспечивали круговую оборону города, сосредоточив в нем достаточное количество войск, с соответствующими запасами, в связи с невозможностью быстрой переброски подкрепления. Таким образом, именно П. Ф. Унтербергеру принадлежит идея и первая инженерно-техническая разработка плана создания военно-морской крепости Владивосток. Работы по строительству и вооружению оборонительных сооружений были проведены военным инженером, капитаном В. П. Широковым. Места для береговых батарей П.Ф. Унтербергер выбрал настолько удачно, что через 20 лет эти укрепления только перестроили из деревянно-земляных в бетонные, но общая конфигурация береговой обороны осталась неизменной.
В экспозиции, посвященной этому периоду времени, представлены макеты первых оборонительных сооружений Владивостока, предметы быта гражданского населения, холодное оружие военнослужащих Восточно-Сибирских линейных батальонов, составлявших в то время гарнизон Владивостока, а также бюст Я.Л. Семенова – первого Городского Головы. Именно этот бюст послужил основой при изготовлении памятника Якову Лазаревичу, установленному в сквере на улице Алеутской.
В 1889 году на береговой батарее мыса Голдобина был поднят кейзер-флаг — флаг русских морских крепостей. Так Владивосток официально получил статус крепости. Проект первого долговременного сухопутного обвода (вторая линия обороны) Владивостокской крепости был разработан в 1899 году под руководством известного русского фортификатора, профессора Николаевской Инженерной Академии, полковника К. И. Величко. Общее направление линии сухопутной обороны было жестко задано приказом военного министра, генерала от инфантерии А. Н. Куропаткина. Эта линия проходила от Амурского и Уссурийского заливов поперек полуострова Муравьева-Амурского на расстоянии 3-5 км от бухты Золотой Рог и представляла собой ограду из сплошного вала и рва, прерываемую рядом долговременных опорных пунктов (три временных укрепления, три люнета, два редута, два форта – Муравьева и Суворова, тринадцать артиллерийских батарей дальней борьбы и три бетонных пороховых погреба с дорогами, линиями связи и прочей инфраструктурой). На Русском острове были построены временное укрепление, позже переименованное в форт Поспелова и мощный форт на горе Русских, а также одна батарея дальней борьбы. Укрепления этого проекта интересны тем, что подобные им были уже построены русскими фортификаторами в Порт-Артуре (Люйшунь). В отличие от долговременных фортификационных сооружений западной части российской империи укрепления Владивостока имели облегченную конструкцию (т.н. «форт Буйницкого») и аналогов в других российских крепостях не имеют.
Морские подступы к Владивостоку защищали береговые батареи, выполненные в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устраивали убежища для артиллеристов и хранилища припасов. Всего по проекту 1899 года их была построена 21 батарея. В помещениях одной из них ныне располагается музей Владивостокской крепости.
Безымянная батарея — одна из старейших батарей Владивостокской крепости. Первое упоминание о ней относится к 1862 году, когда во Владивосток из Кронштадта на шхуне «Эмма и Матильда» были доставлены гладкоствольные орудия для организации защиты поста и гавани Золотой Рог от возможного неприятельского морского десанта. Взвод горной артиллерии под командованием С. А. Гильдебрандта начал сооружение трех артиллерийских батарей, одной из которых была Безымянная. Рядом с батареей устроили лагерь взвода горной артиллерии с казармами, погребами боезапаса, конюшней.
В 1880 году батарея Безымянная по проекту военного инженера капитана В.П. Широкова была переустроена. Взамен легких полевых орудий на батарее были установлены 2 девятидюймовые пушки образца 1867 года и 4 девятидюймовые мортиры. Следующая реконструкция батареи, по плану полковника К.С. Чернокнижникова, была проведена под руководством капитана И.Л. Якубовского.
Батарея к 1900 году была перестроена в долговременном (бетонном) варианте и перевооружена, получив девять 9-дюймовых береговых пушек обр. 1867 г. и четыре 57-мм скорострельных пушки Норденфельда. Основная функция Безымянной батареи, согласно постановлению комиссии по вооружению Владивостокской крепости, — «защита города от бомбардирования». 57-миллиметровые пушки защищали побережье вправо и влево от этой батареи, препятствуя высадки десанта, и могли обстреливать мелкие суда, появляющиеся перед батареей. В зимнее время батарея могла воспрепятствовать переходу неприятеля по льду через Амурский залив.
Исключительное расположение батареи в центре города предопределило ее судьбу. В 1923 году батарея была разоружена, в 30-е годы частично разрушена и перестроена под гараж и авторемонтные мастерские. В период Великой Отечественной войны на ней располагалась зенитная батарея. В 70-е годы при строительстве административного корпуса ТИНРО были уничтожены два орудийных дворика и два казематированных траверса на блоке главного калибра и правофланговая позиция для двух пушек Нордельфельда. Кроме того, в неустановленное время были разрушены павильон для дальномера и полуподземные каменные погребки первоначальной земляной батареи.
В экспозиции зала № 2 представлены макеты и чертежи укреплений проекта 1899 года, образцы боеприпасов той эпохи, но основное внимание уделено истории Безымянной батареи. В витринах выставлены предметы, найденные во время реконструкции батареи под музей, документы, переданные потомками одного из командиров батареи – штабс-капитана В.Н. Железникова, разрезной макет помещений батареи и передняя часть ствола 9-дюймовой пушки, найденная во время земляных работ в конце 80-х годов ХХ века.
Зал № 3 был воссоздан во время строительства помещений музея на месте уничтоженного погреба для боезапаса. Первоначально он не предназначался для показа экспозиции и использовался для проведения лекций, общих собраний актива Приморского отделения ВООПиК, праздничных мероприятий и проведения временных выставок. В дальнейшем, по мере поступления новых экспонатов, здесь были развернуты экспозиции старинного китайского огнестрельного оружия, современного стрелкового вооружения, артиллерийских приборов прицеливания а также наград, полученных Приморским отделением ВООПик. На одной из стен оборудовано панно, изображающее карту оборонительных сооружений Владивостока.
22 февраля 1904 г. (по старому стилю) японская эскадра бронепалубных крейсеров, под командованием вице-адмирала Камимуры подошла к Владивостоку и обстреляла город, выпустив около 200 снарядов по жилым застройкам города и оборонительным сооружениям. Эта бомбардировка выявила просчеты, которые были допущены при строительстве линии обороны по проекту 1899 года, и внесла коррективы в проектирование очередности будущих строительных работ. С учетом опыта обороны Порт-Артура в1906-1910 годах был разработан новый план усиления Владивостокских укреплений. Строительство главной линии обороны началось в 1910 году и проводилось под руководством Начальника Инженеров и Строителя Владивостокской крепости генерал-майора А. П. Шошина. Сухопутная линия обороны на севере пролегала в 15-20 км от бухты Золотой Рог и состояла из семи мощных фортов и ряда долговременных промежуточных опорных пунктов. На Русском острове строились четыре форта. Новые форты имели множество подземных казематированных сооружений, толщина бетонных стен и сводов достигала 4 метров, что обеспечивало защиту при обстреле из 420-мм орудий. Инженерное решение состояло в широком, расчлененном расположении элементов фортов, точном соответствии их форм рельефу местности, тщательно продуманных условий, обеспечивающих максимальную защиту личного состава от обстрела артиллерии самых крупных калибров. Это было серьезным прорывом в фортификации и опережало состояние военно-инженерной мысли от того времени на 15-20 лет.
В качестве примера можно рассмотреть устройство форта № 4 как наиболее типичного. С фронта и с флангов форт обнесен широким оборонительным рвом, выбитым в скальном грунте. С тыла вместо рва из-за крутизны склона устроена терраса, которую предполагалось занять заграждением из колючей проволоки. Рвы простреливаются продольным огнем скорострельных пушек из одиночного и двойного кофров, снабженных контрминными галереями и соединенных подземными галереями с убежищем дежурной части, которое располагается в толще бетонного бруствера. Гребень бруствера прикрыт бетонной стенкой, за которой располагались стрелки. На плечевых углах бруствера устроены полукруглые бетонные площадки-барбеты для выкатной артиллерии самообороны. Кроме того, на обоих концах бруствера и в его центральной части имеются колодцы для броневых наблюдательных постов. Позади фланговых окончаний бруствера имеются казематированные убежища артиллерии, предназначенной для обороны промежутков между фортом № 4 и двумя соседними фортами №№ 3 и 5. Центральную часть форта, ближе к тылу, занимает казематированная казарма (осталась не построенной), от которой отходят подземные галереи к фланговым отрезкам подбрустверного убежища, горжевому капониру для обороны тылового искусственного заграждения и тыльному входу. В целом форт № 4 устроен с максимальным приближением к типовому решению, разработанному профессором Николаевской инженерной академии военным инженером генерал-майором К.И. Величко.
На морском фронте была запланирована постройка 33 береговых батарей в дополнение уже имеющимся, а также 26 береговых противодесантных капониров. На вооружение батарей должны были поставить наиболее современные по тем временам мощные и дальнобойные артиллерийские системы. По мере их поступления более старое вооружение было почти повсеместно убрано, но не уничтожено, а убрано в арсеналы. Впоследствии оно пригодилось.
Только на первую очередь работ по приказу императора Николая II было выделено 98 миллионов золотых рублей. На эти деньги, в частности, была закуплена современная строительная техника, высококачественные строительные материалы, в центральных губерниях Российской империи наняты рабочие. Благодаря применению самых передовых строительных технологий и отличной организации рабочего процесса в короткое время был выполнен колоссальный объем работ и к началу Первой Мировой войны крепость находилась в полной боеспособности.
Кроме оборонительных сооружений, к 1916 году Владивостокская крепость имела большое количество казематированных подземных пороховых погребов, казематированный мясохолодильник, разветвленную сеть дорог, включая канатную подвесную, аэродром, эллинг для дирижабля. Большой казарменный фонд, склады имущества, боеприпасов и вооружения, гарнизонные церкви, госпиталь, лазареты, эпидемиологические, санитарные службы, штабные помещения, средства радиосвязи и т.д. позволяли городу-крепости в самых неблагоприятных условиях выдержать осаду противника в течение длительного времени.
С началом Первой мировой войны и подписанием союзной конвенцией с Японией Владивосток оказался в глубоком тылу, что позволило направить на фронт 4-й Сибирский армейский корпус, составлявший основу полевых войск крепости и передать туда строительную технику и современные артиллерийские системы, которые заменили более старыми, но все еще мощными пушками и мортирами образца 1877 и 1887 годов.
Во время Гражданской войны запасы крепости были использованы для снабжения войск, действовавших против красных партизан и сил Дальневосточной республики. Вопреки расхожему мнению разграбления и разрушения крепостных сооружений Владивостока интервентами не произошло и они были переданы новой власти 25 октября 1922 года в целости и сохранности.
В 1923 году согласно Чанчуньскому и Дайренскому договорам с Японией дальневосточные территории РСФСР были демилитаризованы, а Владивостокская крепость упразднена. По итогам Первой Мировой войны с появлением новых видов вооружений и коренным изменениям в военной тактике эпоха обособленных замкнутых крепостей ушла в прошлое.
В экспозиции зала № 4, посвященной описанной эпохе, представлены макеты и чертежи оборонительных сооружений проекта 1910 года и найденные на местах работ остатки строительных инструментов. Отдельный стенд рассказывает о самом большом и наиболее мощном форте № 2 и его создателе – военном инженере подполковнике П.П. Унтербергере.
Тридцатые годы были ознаменованы усилием «холодной войны» стран Запада и Востока против СССР. С учетом реалий возможных военных действий правительство приняло решение об отмене демилитаризованного статуса советского Дальнего Востока и создании береговой обороны, которая должна была находиться в ведении ТОФ. Данные сооружения должны были стать надежным щитом Дальнего Востока. Часть укреплений Владивостокской крепости вошли в новую оборонительную систему.
С 1933 года в течение 10 лет побережье Тихого океана от Хасанского района до Берингова пролива покрылось сетью береговых батарей и противодесантных ДОТов, сгруппированных в оборонительные районы, предназначенные для защиты военно-морских баз, стратегически важных портов и иных пунктов.
Одним из них был Владивостокский укрепленный район, подчиненный Морским силам Дальнего Востока, позднее преобразованный во Владивостокский сектор Береговой Обороны, где на островах архипелага Императрицы Евгении (островах Русском и Попова) были построены три береговых батареи каждая на четыре 180-мм пушки в полубашнях, на мысе Гамова и острове Аскольда – две бронебашенные батареи каждая на четыре 180-мм пушки, установленные в две двухорудийные башни. В 1933-34 гг. прибыли отдельные морские железнодорожные батареи № 6, №№ 7 и 8, каждая на три 305-мм пушки. Кроме того на о. Русском была сооружена одна из мощнейших батарей – батарея № 981 «Ворошиловская»: калибр орудий – 305 мм, вес одного ствола – около 52 т, вес снаряда – 471 кг, дальность полета снаряда – 32 – 35 км. Батарея, состоящая из двух трехорудийных башен, снятых с балтийского линкора «Фрунзе» (бывш. «Полтава»), находилась на боевом дежурстве ТОФ до 1996 г. По инициативе Приморского краевого отделения ВООПИиК, в целях спасения уникального памятника военной истории страны, были предприняты меры, в плоть до обращения к Главнокомандующему Военно – морскими силами РФ адмиралу Громову, о создании на ее базе филиала музея ТОФ. С 1998 года батарея продолжает свою жизнь, как музей.
В 1941 г. был сформирован Артёмовский сектор Сухопутной обороны (Артёмовский сектор Береговой обороны), а в мае 1945 г. — Владивостокский Морской Оборонительный Район (ВМОР), в зону ответственности которого входил весь залив Петра Великого от устья р. Тюмень-ула до м. Поворотный и прилегающее побережье Японского моря до б. Преображения. Владивостокский сектор Береговой обороны переименовали в Островной сектор береговой обороны. Всего к концу войны здесь размещались более 50 стационарных и железнодорожных батарей, вооруженных более чем 150 орудиями калибра от 75 до 356 мм и большое количество зенитных и противокатерных 45-мм батарей. В августе 1945 г. 130-мм батарея № 250 Хасанского сектора Береговой Обороны ВМОР участвовала в боевых действиях против Японии, обстреливая территорию северной Кореи.
Для обороны от десантов и мелких быстроходных судов противника в 1934 — 1944 годах на побережье в районе Владивостока и его окрестностей построили свыше 250 долговременных пулеметных огневых точек и орудийных полукапониров
В 40-е годы правительство СССР в условиях договора с союзниками приняло решение о начале боевых действий на Дальнем Востоке, взяв на себя основную тяжесть последней боевой операции Второй мировой войны. 18 августа 1945 года началась Курильская десантная операция. Общее руководство операцией осуществлял командующий ТОФ адмирал И. Юмашев. Курильская десантная операция закончилась 1 сентября 1945 года, а 2 сентября 1945 г. Японское командование подписало акт о капитуляции – Вторая мировая война закончилась официально.
В конце 1969 года, учитывая политическую нестабильность и обострение в отношениях с Китаем, Советское правительство приняло решение о создание Владивостокского оборонительного района (ВлОР), задачей которого являлось – защита города и главной базы ТОФ, в случае вероятных боевых действий. В общую систему обороны ВлОР, как и в годы Второй мировой войны, были включены некоторые укрепления Владивостокской крепости. К концу 90-х годов ХХ века ВлОР имел все необходимое для ведения упорной обороны подступов к Владивостоку с суши и моря. В конце 1993 г. Владивостокский укрепрайон, по решению руководства страны, был упразднен.
В экспозиции зала № 5 имеется большое количество предметов оборудования, привезенных с брошенной в начале 90-х годов 180-мм батареи № 905 Находкинского сектора береговой обороны. Кроме того, здесь представлены образцы обмундирования, вооружения и экипировки военнослужащих, занимавших оборонительные сооружения ВлОР, коллекция средств связи. Отдельный стенд посвящен Ворошиловской батарее.
Здесь же находится выставка предметов, найденных при проведении сотрудниками музея поисковых работ на месте боевых действий Курильской десантной операции и макеты некоторых объектов, обнаруженных там.
Внешняя экспозиция музея «Владивостокская крепость» широко представляет коллекцию тяжелого оружия и боевой техники. Грозные орудия, прошедшие боевой путь, продолжают свою службу в музее в мирных целях.
Большинство из выставленных под открытым небом образцов артиллерийского, минно-торпедного и ракетного вооружения и боевой техники когда-то использовалось в частях и на кораблях Тихоокеанского флота.
Орудия 21-КМ устанавливались на все классы кораблей, от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линкоров. Именно из такого орудия 27 июля 1997 года в день праздника ВМФ на Безымянной батарее был произведен первый полуденный выстрел после нескольких лет молчания. Этот выстрел, благодаря усилиям ПКО ВОО ВООПИиК и командования ТОФ, возродил утраченную традицию, существовавшую во Владивостокской крепости с 1914 года.
130-мм пушки Б-13 состояли на вооружении кораблей и береговой обороны почти 50 лет и хорошо зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной войны. Такие пушки, а также 85-мм орудия 90К в свое время составляли основной костяк ствольной артиллерии Владивостокского Оборонительного района.
Ствол корабельного 152-мм орудия Б-38 — единственная сохранившаяся часть гвардейского крейсера «Адмирал Сенявин», пострадавшего во время проведения учебных стрельб.
Три 130-мм подвижных береговых артиллерийских установки СМ-4-1 использовались до конца 80-х годов для обороны окрестностей Владивостока.
75-мм полевая пушка ЗИС-2 в свое время участвовала в Великой отечественной войне и во 2-ю Чеченскую войну была отобрана у незаконного бандформирования.
Две 45-мм противотанковые пушки образца 1932 г. состояли на вооружении частей Дальневосточного военного округа и принимали участие в боевых действиях против Квантунской армии Японии в 1945 году.
57-мм полевая пушка «Арисака» состояла на вооружении одной из частей 92-й пехотной дивизии Северной территориальной армии Японии.
Четыре ствола 4-фунтовых пушек обр. 1867 года были вывезены в начале 90-х годов сотрудниками музея из разрушенного городской застройкой Укрепления № 2 Владивостокской крепости.
Артустановка СМ-24-ЗИФ с двумя 57-мм стволами предназначалась для вооружения подводных лодок, но эта идея реализована не была и теперь имеющийся в музее экземпляр является одним из немногих сохранившихся.
В отдельном уголке внешней экспозиции выставлены остатки строительной техники, найденные сотрудниками музея на крепостных сооружениях проекта 1910 года.
Кроме того, в коллекции имеются образцы ракетного и минно-торпедного вооружения, скорострельная корабельная артиллерия малых калибров, минометы, противолодочные бомбометы, бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ, бронетранспортер БТР 60-ПБ, а также зенитные пушки и пулеметы.
Раздел находится в разработке